Мой проект, который я представляю на конкурс Культурный Код – два дизайна платков для печати на шелке и один принт, созданные по мотивам наследия русского золотного шелкоткачества, центром которого в конце XVIII - начале XIX веков была подмосковная Коломна.
Презентацию с краткой исторической справкой и описанием моих принтов можно скачать тут https://disk.yandex.ru/i/RNNKER0NxIlz5Q
Описание культурного объекта
Подмосковная Коломна со средины XIX века была центром российского шелкоткачества. Со своими особенностями художественного и стилевого решения. Огромное количество шелковых золотных тканей и коноватных фат, произведенных в Коломне, шло на экспорт в Европу и на рынки стран Ближнего Востока и Центральной Азии, причем под видом тканей, сотканных на том же Востоке.
Красота орнаментов коломенских золотных тканей настолько впечатлила меня, что я не смогла пройти мимо и создала свои собственные платки на эту прекрасную тему.
Платок «Райский Сад»
Меня вдохновил сплошной, замысловатый, плотный золотой орнамент золотных тканей, плоды, которыми богата родная земля, нежные цветы, поющие птицы, затаившиеся в ветвях деревьев.
В своих орнаментах я использовала классические мотивы, отсылающие нас к шелковым платкам, сотканным в Коломне в конце XVIII - начале XIX веков. Цветочные букеты, перехваченные алыми лентами, крупные соцветия, бутоны, гибкие веточки, крупные листья. К роскошным розанам добавляли ягоды и плоды. Фон, внутренность крупных цветов и листьев часто разрабатывались мелкой шашечкой, в орнаменте использовалась геометрия. Малиновый, голубой, синий, бежевый – самые востребованные цвета. Хотелось передать яркую, разнообразную палитру коломенских тканей. И, конечно же, в центре моей композиции я расположила знаменитый коломенский сад - яблоки, груши, ягоды - все из чего можно сделать пастилу.
Платок «Коломенская роза»
Главный герой этого платка - образ розы из Коломны. Крупный, сильно стилизованный цветок, очень популярный мотив коломенских золотных шелковых тканей и коноватных фат.
Коноватные фаты или головные покрывала были в очень широком обиходе на Руси, начиная со средних веков. В основе русской коноватной фаты – абровая ткань или икат (ткань с рисунком, полученным путем окрашивания или печатания нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества) с ажурным золотным орнаментом. Край коноватной фаты оформлялся оборками или кистями. В узкие полосы вставлялся более тонкий орнамент, который напоминал тесьму.
Мне показалось очень интересно сочетание геометрии и цветочных мотивов. Как традиционный рисунок иката подчеркивает нежность и изящные линии цветочного орнамента.